Новости

Трансформация цепей поставок в нефтяной отрасли: совместный проект «Газпром нефти» и CUSTIS

Российская компания-разработчик CUSTIS завершила создание системы «Смарт МТО», модуля «Запасы и расчёт», для «Газпромнефть-Ямала». Эта система позволяет сократить затраты на закупку материально-технических ресурсов (МТР) и процессы материально-технического обеспечения (МТО).

Нефтяная промышленность — высокотехнологичная отрасль тяжёлой индустрии и значимый сегмент российской экономики. Разработка новых месторождений, добыча нефти и сопутствующих продуктов, формирование инфраструктуры для транспортировки требуют значительных материальных ресурсов. Поиск поставщика материально-технических ресурсов (МТР), их производство и сложная логистика арктического региона — длительные процессы, и требуют заблаговременного планирования необходимых МТР. Корректировка планов приводит к возникновению «свободных запасов»: тех МТР, которые более не нужны для реализации задуманного.

Решение этой проблемы — возможность быстро и качественно перераспределять МТР, что позволит оптимизировать затраты на материально-техническое обеспечение ввиду снижения затрат на закуп новых МТР, а также хранение старых.

ИТ-компания CUSTIS («Кастис») уже не первый год сотрудничает с компанией «Газпром нефть». Новым проектом стало создание системы «Смарт МТО. Запасы и расчёт», которая формирует рекомендации для принятия оптимизационных решений в МТО на основе анализа данных. Система охватывает полный цикл оборота МТР — от момента возникновения потребности до вовлечения МТР в производстве.

«Смарт МТО. Запасы и расчёт» — это решение, которое формирует несколько видов рекомендаций, а также использует аналоги МТР для удовлетворения потребностей добывающих дочерних обществ. Модульная структура и гибкость технологии открывают для заказчика возможность донастройки решения при изменении процесса и развития функционала.

Принципы SCM (Supply Chain Management) лежат в основе решения от CUSTIS. Это имеет большое значение для нефтяной отрасли: сложные погодные условия на местах добычи, их удалённость и труднодоступность выстраивают множество ограничений и требуют принятия быстрых и обоснованных решений. Система «Смарт МТО. Запасы и расчёт» оценивает варианты способов удовлетворения потребностей в МТР, учитывая стоимость доставки или перемещения невостребованных МТР. Она переводит процессы планирования и управления снабжением в непрерывный режим, значительно повышает точность оценки сроков исполнения обязательств.

SCM как принцип управления материальными потоками применяется не первое десятилетие. Особенность решения от CUSTIS заключается именно в использовании подходов SCM в компании «Газпром нефть»: в нефтегазовой отрасли такая рекомендательная система не имеет аналогов. Моделирование и проектирование системы снабжения при строительстве и освоении месторождения — это отработанные проектные технологии, а управление МТО с использованием системы поддержки принятия решений — уникальный совместный опыт «Газпромнефть-Ямала» и CUSTIS.
Внедрение системы позволит снизить годовой объём закупок МТР на 1,5%, что происходит за счёт вовлечения доступных невостребованных запасов. Снижаются и сроки принятия решения о поставке МТР: сквозной мониторинг логистической сети уменьшит их на 10−20%.

Одно из главных преимуществ решения — наличие единого архитектурного подхода для цифровизации любого процесса в области МТО, снабжения и (или) сбыта. Это избавляет от большого количества цифровых продуктов коробочного типа, сфокусированных на разных этапах процессов снабжения, что ведёт к существенным затратам для их интеграции, как денежным, так и временным.

Смарт МТО реализует:
  • Сквозное планирование от сбора и агрегации потребностей до использования МТР;

  • Мониторинг графиков реализации потребности и производственных программ, изменения потребности;

  • Формирование рекомендаций по оптимизации процесса МТО: вовлечению имеющегося запаса под потребность, необходимости отмены закупки или поиску решений для срочного покрытия потребности.
Решение от CUSTIS обеспечивает сокращение:

  • Затрат на закупку МТР;

  • Затрат на хранение МТР;

  • Времени на принятие решений по управлению МТО;

  • Трудозатрат на управление запасами.
Система «Смарт МТО. Запасы и расчёт» работает уже больше года, и на этапе опытно-промышленной эксплуатации оказала влияние на объём вовлечённых МТР и начала приносить первые планируемые экономические эффекты. Это означает, что компания «Газпромнефть-Ямал» смогла вовлечь невостребованные МТР и получить реальную экономию на закупках.

Смарт МТО действует так: представим, что для нового объекта на месторождении уже закупили строительные материалы и оборудование, но проект оказался заморожен или закрылся по другим причинам. Неиспользованные ресурсы попадают в единую базу, и если у другого проекта группы компаний есть потребность на оставшееся оборудование или материалы, то система предлагает использовать существующие МТР и вариант перераспределения ресурсов. Так происходит использование запасов невостребованных МТР.

Артем Войводяну, генеральный директор «Газпромнефть-Ямала»:
«В „Газпромнефть-Ямале“ проводят последовательную цифровую трансформацию производственных процессов, создавая новые и адаптируя имеющиеся технологии под особенности добывающего предприятия. Внедряемая система отвечает бизнес-задачам компании: позволяет сократить время на принятие решений в вопросах управления материально-техническим обеспечением и достичь экономии в закупочных процедурах».
Роман Алексеев, руководитель практики «Управление цепями поставок» ИТ-компании CUSTIS:
«CUSTIS и „Газпромнефть-Ямал“ разработали уникальную цифровую платформу, в основе которой лежат принципы управления цепями поставок. Возможность быстро и качественно управлять снабжением позволяет корпорации „Газпром нефть“ сократить затраты на закупку и хранение материально-технических ресурсов.

В этом проекте мы реализуем наш более чем 20-летний опыт работы с цепями поставок, учитывая самые актуальные мировые практики SCM в промышленных и добывающих предприятиях. Платформа уже показала свой потенциал и может стать новым стандартом управления запасами в нефтегазовой отрасли».
События